19 марта 2024  04:10 Добро пожаловать к нам на сайт!

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? № 52 март 2018


Отклики читателей и авторов журнала



Отзыв на статью Владимира Кабакова «Вспоминая недавнее прошлое России»

Дамиан
Согласен с Вами, Владимир, однако, российским картаво-шепелявым олигархам и их отпрыскам, должно быть, очень нелегко обретаться в законопослушной Англии.
ВАЖНИН Родослав
Очень нужная и хорошая статья, спасибо.

Отзыв на статью Владимира Кабакова «Либерализм и христианство»

Птицелов Фрагорийский
все верно, от либерала до нациста – полшага и того нету. Кто-то из авторов святоотеческой литературы сказал: если в человеке не будет образа Бога - то будет человек иметь образ зверя, станет животным.

Отзыв на видео Алексея Осипова "Воспоминания об игумене Никоне Воробьёве"

Евгения Саженцева

Спасибо Вам, Алексей Ильич! Вы многое сделали для моего воцерковления и других людей. Спаси Вас Бог.

Константин Цуркан

Такое удовольствие получаю,слушая Алексея Ильича,что не передать,жаль только,что такие фильмы не показывают на Первом,что бы больше людей послушали посмотрели и стали добрее))

Мир Православия

Спаси Господи, уважаемый Алексей Ильич. Слушается на одном дыхании.

BaralginRU

Спасибо Вам, Алексей Ильич! Сколько любви в коротком фильме.

Konstin

Храни Вас Бог, на многое лето.

Виктория Анатольевна

Даже, просто смотря и слушая о таком человеке фильм, сердце наполняется радостью. Спасибо.

Алексей Медведев

Спаси бог за всё, дорогой Алексей Ильич.

Иван Святецкий

Спасибо, Алексей Ильич. Больше "пространства в душе" от ваших лекций.

Evfrosinija grüß Gott

Спасибо Вам, Алексей Ильич!

Shtit

7 сентября день успения игумена Никона..Царство Небесное отцу Никону да упокоет его душу Господь и его молитвами инас помилует.

Nadezhda Shapovalova

Часто думаю, что молитвами батюшки Никона дан такой дар от Бога Алексею Ильичу. Не будучи священником, стольких люлей привел ко Христу, в истинную православную веру. Ее сразу принимаешь - душа открывается. 10 лет по сектам бродила, Истину искала, чуть не рехнулась - адвентизм, методизм, баптизм. В православии и вопросы задавать не принято было. Стой и поклоны клади. А выйдешь - живи как хочешь. Случайно совершенно наткнулась на лекции Алексея Ильича - первые несколько лет вообще не оторваться было - душа не могла насытиться. Слава Богу за милость Его к нам.

Pablo Marron

спасибо от всего сердца Алексей Ильич

Екатерина Савельева

Вот бы пообщаться с таким человеком, а то как во тьме...

Malika121212

Спасибо! Полезно знать всем.

Daria Pre

Вот она истина.

Strannikdao

Божий человек.

Mihail72

Алексей Ильич привел меня к Богу своими лекциями. Низкий ему поклон, здоровья и долгие лета

Maria Gerasyutova

Алексей Ильич, во всём Вы правы. Низкий поклон Вам за смелость высказывать своё личное мнение. Благодаря таким объяснениям, многие моменты прояснились. Помогай Господь.

Владимир Комлев Когда читаешь библию то сразу видишь свою жизнь настолько грешную что жутко становится,как мы неправильно живем.....

Отзывы на статью Сергея Калабухина "О КРАХЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Виктор Мельников
2011/01/12, 10:02:57
Прочитал статью Сергея Калабухина " О крахе русской культуры". Заинтриговало название. Содержание статьи навело на размышления, которыми и хочется поделиться. Тема для разговора конечно серьёзная. Даже очень. Многое автор конечно не раскрыл. Но зато после прочтения, что-то закипело в мозгах. А говорят, что из солдатского окопа не видать войны. Ещё как видать!
Всем известно, что и писатель и читатель - продукт общества. Но скольких его представителей, причём самых лучших, интеллигентнейших, потеряли мы во время революции, Гражданской войны, и т.д.,и т.д.! Кто погиб, а кто эмигрировал.
По выражению нашего коломенского поэта Олега Кочеткова, наш народ "слишком верит печатному слову". Тем паче - голубому экрану. А с экрана Владимир Владимирович Путин провозглашает своим любимым писателем... Михаила Жванецкого, поставив его повыше классика Салтыкова-Щедрина.
А что в наших школах? Года два назад был я на литературной олимпиаде в одной из библиотек нашего города. Собрались ученики 5-10 классов. Цитата из Пушкина - лес рук, из Лермонтова - "лес" пореже.А из Некрасова - ни одной руки!.. "Однажды в студённую зимнюю пору..." и "Не ветер бушует над бором..." - не знает никто! Заговорили о Гаррри Поттере - опять лес рук! Как же так получается, что у нас своего-то не знают?
Ну и как тут ни вспомнить добрым словом ушедший двадцатый век, "отжившую" советскую эпоху! Тогда и учителя, и государство воспитывало и детей, и взрослых - на лучших образцах! Были, конечно, перекосы: не без этого. Но на прилавках книжных магазинов, в отличие от дня сегодняшнего, всегда можно было найти то, что нужно для воспитания в человеке совестливости, порядочности. Конечно, был "самиздат". Но кто в нём участвовал? Професионалы! Один Максимов чего стоил! А сейчас кто в "самиздате"? Дилетанты!
Да, тогда была могучая страна и мощная индустрия, которая даже сейчас сохраняет свой потенциал. Во время перестройки закрывались заводы, а журналы выжили. Ни один не закрылся! С маленькими тиражами они цеплялись за жизнь! Но сохранили себя! Другое дело, какими тиражами они сейчас выходят к читателю. "Наш современник" - 9000 экз. "Новый мир" - 5800 экз. "Знамя" - 4000 экз. "Москва" - 3600 экз. "Октябрь" - 3000 экз. "Дружба народов" - 2100 экз. "Молодая гвардия" - 2000 экз! На всю страну! Некогда самую читаемую...
Сейчас на смену ниспровержению и разрухе приходит собирание и строительство. Не последняя роль здесь принадлежит и литературе. Но что пока сейчас большей частью на прилавках? Боевики, дамские слащавые романы, никем не конролируемый "самиздат". Лучшие образцы современной литературы это Валентин Распутин, Василий Белов, Леонид Бородин, Сергей Есин, Юрий Козлов, Александр Сегень, Владимир Личутин, Виктор Лихоносов, Дмитрий Балашов, Тимур Зульфикаров, Алексей Варламов, Борис Екимов, Владимир Маканин, Роман Сенчин можно приобрести, конечно, поехав в столицу на книжную ярмарку. Кто ищет - тот всегда найдёт.
Мы живём в эпоху больших перемен: к лучшему или к худшему - это уж как Бог даст. И, как всегда в эпоху перемен, ломаются "устаревшие" стереотипы в литературе. Помните двадцатые годы прошлого века? Прозаики - те народ более мудрый: много не начудили, а поэты в одном из своих манифестов предлагали даже Пушкина "сбросить с корабля современности".
Но жизнь, самый справедливый судья: она расставила всё по своим местам. Где те, кто кричал? Велимир Хлебников, Алексей Кручёных... Их и знают-то лишь филологи. А ведь Кручёных прожил долгую жизнь... А вот Сергей Есенин, который прожил всего тридцать лет и писал без новаций, нормальным человеческим языком, не боясь прослыть ретроградом. А его стихи до сих пор в народе живут, и на них слагают песни.
В жизни поэтов и писателей далеко не всё так просто. Вот про Льва Толстого ходят же сказки,что он и землю пахал, и детей учил в народной школе, и при всём том "Войну и мир" написал! Мне ведом этот каторжный писательский труд! Да, Толстой был работяга! Но в литературе. И что, у него оставалось ещё времени пахать, идти за плугом? Ведь он, когда писал свой знаменитый роман, одних только исторических документов переворошил уйму! Может и хаживал за плугом, но наверно после того, как слуга подведёт к крыльцу запряжённую лошадь и скажет: "Лев Николаевич, пахать подано!" Что-ж так не пахать! А ты попробуй по-крестьянски: от зари, до зари!
В статье Сергея Калабухина много идёт речи о великом нашем писателе Льве Николаевиче Толстом. Автор убедительно доказывает, что общество было неоднородно и до революции в России и, естественно, потребности в чтении у людей были разными. Тот же Толстой умел учитывать, потому и оставил нам прекрасные образцы "чтения для народа": "Кавказского пленника" и замечательные русские сказки в своей обработке. Впрочем, он и сам писал интересные и мудрые сказки, которые с удовольствием читают до сих пор дети и взрослые.
Свершилась Октябрьская революция, которая провозгласила всех равными. Но увы! Спустя много лет после неё читательские вкусы и пристрастия отнюдь не стали одинаковыми. Помню, во времена моей юности, наши девчонки зачитывались Эдуардом Асадовым. И бабули-пенсионерки тоже. Называли его великим поэтом...
Наверное, так оно и будет продолжаться. И пускай себе читают сегодня "дамские" романы. Большой беды в этом нет. Ведь вы посмотрите, как наши женщины работают! На двух, да на трёх работах! А ещё пашет она бедная на своём приусадебном участке, как, извините, лошадь! Или торгует целыми днями на рынке. Или есть другой вариант: ездит на работу в столицу, встаёт в четыре часа утра. Ну когда ей Достоевского читать? Ведь серьёзное, вдумчивое чтение - это та же работа. А наша с вами современница и так уже наработалась... Так что, не спешите её осуждать. Как гласит шутливая поговорка: "Дайте мне райские условия, и я стану ангелом". А у нас не то, что "райских", - обычных человеческих-то условий, и тех часто нет!
Так что, как ни крути, а судьба литературы напрямую связана с судьбой общества. Тем более в России, где господствующее направление умов всегда напрямую связано с ролью литературы. А роль литературы зависит от судьбы книги как таковой.
Наступила новая эпоха. На смену ниспровержению и разрухе приходят собирание и строительство. Не последняя роль здесь принадлежит и литературе.Как показала практика, литература может сплотить народ, а может и способствовать его разобщению. Так что правильный разговор завёл Сергей Калабухин. И как тут не вспомнить строки Александра Блока: "Да, и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне".
Инна Радиновская (fainalife@gmail.com)
2011/01/04, 15:48:18
Спасибо Вам, Сергей, за мудрость, искренность и профессионализм, которые Вы ярко продемонстрировали, поделившись с нами своими взглядами на проблемы в области современной литературы. Браво!!!
Разрешите и мне присоединиться к Вам:

Что есть Культура? Откровенье?
Иль развлечений карнавал?
А может, - встреча Света с тенью?
А может, - церемониал?..

Культура!.. - Одухотворенье материи,
И плоть Мечты,
И Метроном, и Пробужденье,
И Вечный Поиск Красоты!..

С Уважением и Благодарностью - Инна Радиновская, поэтесса.
Алексей Курганов
С главными тезисами статьи, конечно же, нельзя не согласиться (подчёркиваю «конечно же», потому что ни один здравомыслящий человек не станет им оппонировать), хотя по частностям имею своё мнение (и тоже подчеркну: не противоположное, а именно с в о ё). А теперь конкретнее:
Согласен: нецензурная лексика в повседневном обиходе - это отвратительно, хотя , как медик, таких людей могу понять. Они, как правило, страдают различными психологическими комплексами, чаще всего - нереализованным самовыражением. Использование же нецензурных слов в литературных текстах - дело несколько иное, поскольку у литературы в числе основных её функций есть и такая как отражение действительности. Проще всего считать, что такие авторы- «матерщинники» обладают скудным словарно-литературным запасом (увы, вынужден и себя отнести к таковым), но, тем не менее, считаю допустимым использовать в литературных текстах нецензурные слова и выражения, правда, при строгом соблюдении одного условия: если нецензурщина ОРГАНИЧЕСКИ вписывается в сюжет. Примеров предостаточно: «Тропик Рака» Миллера, «Самовар» Веллера, некоторые стихотворения Губермана (и это лишь навскидку, что пришло на ум именно сейчас) - а это довольно серьёзные и уж никак не «проходные» авторы. Кстати, то же самое можно сказать и о откровенных интимных сценах (и опять пример –тот же веллеровский «Самовар»). Называю их так не от лукавства или деликатности, а по причине того, что до сих пор никто не может провести чёткую границу между эротикой и порнографией. Думаю, она никогда и не будет проведена, потому как понятия нравственности трактуются из года в год, из века в век все шире и всё вольнее. И опять в подтверждение этому хочу привести конкретный пример: «Тёмные аллеи» Бунина. Помнится, этот сборник называли порнографическим не только советско-партийные идеологи, но и некоторые уважаемые до сих пор литературоведы (если кому интересны конкретные фамилии, рекомендую обратиться к работам «буниноведов») – а сейчас тот же рассказ о тётушке и гимназисте (названия не помню) можно считать чуть ли не образцом целомудрия! То же самое можно сказать и о пушкинских «Луке Мудищеве» и «Гаврилиаде», первое из которых в оригинале не стеснено автором всё в той же нецензурщине.
Элита и простолюдье. Не вижу трагедии в разделении общества на такие группы и не вижу причин, по которым они должны объединяться. Отсюда такое же моё отношение к Чтению (да-да, именно с большой буквы1) и к т.н. чтиву. Как сказал господин Паратов из «Бесприданницы», «у каждого –свой вкус. Одному нравится арбуз другом –свиной хрящик». (Заранее приношу извинения поклонникам творчества Александра Николаевича Островского, если процитировал не дословно.).
- Что касается коммерциализации культуры вообще и литературы в частности, то это логичное проявление тех рыночных отношений, которые сейчас властвуют в нашей жизни. Единственное, что можно противопоставить этому явлению – введение цензуры, причём обязательно на государственном уровне. Ноя, как человек именно что здравомыслящий, понимаю, что это предложение – из области утопий, и наши власти на это никогда не пойдут, да и если бы решились на это, то такая попытка обречена на неудачу. Джина, выпущенного из бутылки, загнать обратно –задача , которую, могут решить только Личности, а с таковыми сейчас у нас –увы и ах…. Поэтому нет и предмета для спора. Не о чем конструктивно говорить.
И ещё одна мысль именно о Личности: чтобы решать какие-то вопросы культуры г л о б а л ь н о, а не проводить «косметику», нужен общенациональный духовный лидер типа Толстого или Шолохова. Помнится, Ельцин хотел назначить на это место Солженицына, но он бы не потянул. Во-первых, совершенно средний по творческому уровню писатель, а во-вторых, человек с откровенно антисталинскими позициями в обществе, где многие воспринимают образ и деяния Сталина позитивно, лидером быть не может. Да и как писатель (имею в виду творческий уровень) он довольно-таки средний (во всяком случае, с теми же Шаламовым и Лихачёвым, тоже «отметившимися» в «лагерной» теме –никакого сравнения). Сейчас же в нашей культуре нет не то что лидера, за которым бы наше общество пошло, но даже авторитетного человека (писателя, художника, актёра), к мнению которого общество прислушалось бы. Отсюда многие наши сегодняшние беды в отношении воспитания культуры и нравственности.
В заключение хочу поблагодарить автора за поднятую тему. Она была и остаётся (и ещё надолго останется) актуальной, об этом нужно говорить и если не ожидать каких-то конкретных решений, то хотя бы делать каждому для себя определенные выводы. Если мы, конечно, захотим их сделать и делать. Это тоже большая проблема

Евгений
Безграмотно и наивно.

Геннадий
Всё наладится с приходом к власти русских националистов. А пока надо писать о том, чтобы это быстрее произошло.

Инкогнито
Как правильно написано, и как грустно, что многие творцы так и останутся не раскрытыми, ибо все правила в интернете диктуют пока что накрученные рейтинги и репутации. На подлинность таланта, который не унизится до подобных вещей, никто не обращает никакого внимания...

Отзывы на статью Дмитрия Быкова Один (видео)


mjolner777 07 февраля 2018 | 00:09



Поток сознания Быкова жалко подражает Кеше из "Возвращение блудного попугая"...


nicoletta 07 февраля 2018 | 00:51


Ой, как жаль, что я не знала о переносе передачи.

За кинолецию - гросадное спасибо. Как точно про Тарковского и Михалкова.

В чем разошлись - люблю Фотоувелмчение и не только за юную Джейн Биркин.


nicoletta 07 февраля 2018 | 00:53

nicoletta: "Фотоувеличение" Антониони.

Да, Зина Бегункова всегда на коне , (((


eliza_liza 07 февраля 2018 | 16:50

nicoletta:
Два , кажется, года назад,тут рассуждали о фильмах Никиты Михалкова.
Я привела слова (не мои) о том, что Михалков имитатор
чужой манеры и стилист. Как на меня и на это мнение обрушились защитники Михалкова!!
Как восторгались "Неоконченной пьесой", "Рабой любви" и т.д. ))
Теперь поспорьте с Быковым. Он повторил те же слова, привел факты, назвал фильмы.


nicoletta 07 февраля 2018 | 18:31

eliza_liza: "Он повторил те же слова, привел факты, назвал фильмы."

Неужели даже Быков списывает? -:)


eliza_liza 07 февраля 2018 | 18:44

nicoletta:
Конечно.)
Но мы же "не отдадим Михалкова")))


nicoletta 07 февраля 2018 | 18:50

eliza_liza: А я отдам всех Михалковых, кроме Анны - она хорошая актриса.


opponent70 11 февраля 2018 | 14:06

nicoletta: Раскормленный, самовлюблённый хряк, приложивший немало усилий для развала КСО, способен не только "списывать", но и пИсать сам. Только вот его пИсанина мало кого интересует, после того как он "геройствовал" в КСО в компании с троянской лошадью.


eliza_liza 07 февраля 2018 | 17:04

nicoletta:
О "поспорьте" -это не Вам. ))


matveylm 07 февраля 2018 | 22:23

eliza_liza: Мой мизинчик мне подсказывает, что "поспорьте" - это мне...)
Да, я отстаивал два года назад качество ранних фильмов Никиты Михалкова и остаюсь при своём мнении. Замечательные фильмы!

То, что ув. Дмитрий Быков назвал его имитатором и стилистом - это просто ничего для меня не значит, это термины для научной дискуссии высоколобых искусствоведов. Честно говоря, я не видел фильмов, на основе которых якобы он сделал стилизации (сильно подозреваю, что и вы тоже). И что мне за дело до этих уничижительных ярлыков?

Вам льстит, что ДЛ высказал схожее с вашим мнение? Понимаю, это всегда приятно. Ну и замечательно! В другой раз он скажет что-нибудь созвучное моему мнению, и я тоже буду ликовать...)

Я человек простой. Я ставлю фильм, и он меня захватывает, волнует, это моё кино.
Дмитрий Львович, у нас с вами разный взгляд на эти фильмы. Но ведь это нормальная ситуация, не правда ли?


eliza_liza 07 февраля 2018 | 22:44

matveylm:
Тогда я приводила мнение не о том, интересны или нет фильмы М.. Дело не в этом. И Быков тоже не отрицает "захватывания"
Речь шла именно о заимствовании, имитации.
Неужели это такие "элитарные" термины?
Кто видел фильмы "образцы" и фильмы Михалкова, вполне может сравнить и с этим согласиться.
Для этого не нужны знания искусствоведов . Тем более "высоколобых".
Так и передайте вашему мизинчику.
Наблюдательность, умение анализировать не всем своственны. Но, прислушаться к чужому мнению без "шашки наголо" (в вопросах искусства особенно), а не только упрямиться -это так просто, не правда ли?


matveylm 07 февраля 2018 | 23:13

eliza_liza: Так и передайте вашему мизинчику
===
Я передам.
Но знаете, он такой своевольный - чужое мнение слушает, но остаётся при своём...)

А вы предполагали, Лиза, что я изменю мнение о любимом фильме из-за того только, что Быков назвал его "вторичным"? Нет уж, так не будет.

Ещё раз: я не видел "образцы", которые упоминал ДЛ, впервые о них услышал. Если фильмы Никиты Михалкова сделаны под влиянием какой-то стилистики, и сделаны так талантливо, что я 30 лет их время от времени пересматриваю и помню каждый кадр, то честь ему и хвала! Все бы так "заимствовали"!

Признайтесь честно, что Михалков отвратителен вам (как и мне на 100%) в его современном общественно-политическом явлении, и вы эту ненависть переносите на прежние его фильмы. Признайтесь, Лиза, вам легче будет!..)

Но возводить хулу на фильмы "Пять вечеров" или "Без свидетелей" - не дело. Хоть Быков, хоть не Быков!


eliza_liza 08 февраля 2018 | 00:00

matveylm:
Речь о таланте режиссера шла.
Таланты-творцы, а не имитаторы.Могут использовать в каком-то фильме знакомый мотив, но несколько фильмов ......
Я не предлагала вам "изменить мнение о фильме".
В который раз пишу, что речь о таланте.
Быков подтвердил, что ранние фильмы Михалкова имитировали талантливые "образцы", а поздние-скопированы с плохих. Даже на это таланта не хватает.
И это совпало с мнением, которое я приводила еще два года назад..
Надеюсь, с этим уже разобрались.


eugeniy_65 08 февраля 2018 | 00:15

matveylm: «Но возводить хулу на фильмы "Пять вечеров" или "Без свидетелей" - не дело. Хоть Быков, хоть не Быков!»

Ну, вот: так хорошо начали (про мизинчик) и так нехорошо, тоталитарно закончили. А где же «моё (то есть ваше) скромное мнение»? Вместо этого упорное подозрение, что все тоже любят ваши любимые фильмы, но кривляются.

«Вы эту ненависть переносите на прежние его фильмы. Признайтесь...» - вот что вы пишете. И «возводить на эти фильмы хулу – не дело». То есть, ваше мнение объективно, написано на небесах, хулить эти фильмы – не дело. Я, если буду высказывать своё мнение, отличное от вашего, буду творить «не дело»? Не хочу быть на стороне «не дела» и зла. Поэтому я промолчу.
Замечу только шёпотом, что мне «Без свидетелей» давно не нравится. Очень давно, не со вчерашнего дня. И «Пять вечеров» давно перестал смотреть. И кассеты с этими фильмами тихо вынес на помойку.
Я ваше «дело» уважаю. Но это моё скромное мнение, моё скромное «не дело», моя скромная помойка.


matveylm 08 февраля 2018 | 02:42

eugeniy_65: Против "вашей скромной помойки", Никита, у меня аргументов нет. Это такой окончательный довод, "последний и решительный". На том и закончим.


irdo 08 февраля 2018 | 14:20

eugeniy_65:
Я ваше «дело» уважаю. Но это моё скромное мнение, моё скромное «не дело», моя скромная помойка.
===========
А мне вообще непонятно почему вспоминают Михалкова?
Ностальгия что ли?
Лично мне он запомнился молодым на эскалаторе,
и Паратовым в "Жестоком романсе", где он играл сам себя.
Ну и тем, как бьет ногами лежащего на земле человека, удерживаемого его охранниками--весьма запоминающийся образ.


nicoletta 08 февраля 2018 | 00:14

eliza_liza:
Я смотрела фильм "Преждевременный человек"
и когда после него увидела "Неоконченную пьесу..", то сразу вспомнила фильм Роома, поэтому моё мнение здорово отличалось от восторженного мнения знакомых, которые "Преждевременного человека" почему-то не видели.
Быков мои мысли о плагиате прочитал и теоретически обосновал. ))


nds 10 февраля 2018 | 20:24

matveylm: Честно говоря, я не видел фильмов, на основе которых якобы он сделал стилизации (сильно подозреваю, что и вы тоже).
________________________

"Двенадцать разгневанных мужчин" (1957, Сидни Люмет) неужели не видели? Практически все, кто посмотрел оба фильма - "12" и "Двенадцать...", находят слишком много сходства между фильмами, чтобы считать "12" плодом независимого творчества. Наиболее милосердные полагают, что Михалков хотел снять ремейк, но получилось хуже оригинала.


matveylm 10 февраля 2018 | 22:19

nds: Старый фильм "Двенадцать разгневанных мужчин" - один из моих любимых. Фильм Михалкова - "Двенадцать" - безобразный римейк 2007 года выпуска. Эта поделка никак не относится к раннему периоду творчества, о котором шла речь в предыдущей полемике. Я разве этот фильм защищал?

Я говорил о ранних фильмах, которые остались в моей благодарной памяти, несмотря на общественно-политическую деградацию режиссёра.
Впрочем, разговор уже совершенно исчерпал себя.


nds 11 февраля 2018 | 10:01

matveylm: несмотря на общественно-политическую деградацию режиссёра
______________________

ранний период творчества - это "Раба любви" и "Свой среди чужих". Красные - отличные парни. "Господа, вы звери" - про белых. С тех пор режиссер успел политически деградировать, встав на охранительные позиции.
Матвей, общественно политическая деградация - не про Михалкова, наверное.


nicoletta 11 февраля 2018 | 20:18

nds: Стилизация или ?

Тарковский "Зеркало" 1974 год.

Быков: "Вы вспомните финал «Зеркала». Кстати говоря, «Зеркало» — ведь это фильм… Я долго думал о смысле названия. Это фильм о том, что мы неизбежно зеркалим жизнь родителей, что мы ее неизбежно продолжаем. Я говорил уже об этом. Но ощущения тупика не возникает. Помните, он же двадцать монтажных вариантов попробовал и сложил все равно двадцать первый, и закончил картину неожиданно —

вот этим божественным финалом, когда мать ведет сына через солнечную рощу. И смысл жизни сразу нам дан. Это такое ликование, такой восторг"
---------
Михалков "Несколько дней из жизни Обломова" 1979 год.
Финальная сцена: маленький сын Обломова бежит по полю к маме и кричит "маменька приехала"


nds 11 февраля 2018 | 20:47

nicoletta: В общем, да... Давно смотрела "Обломова". Из оставшегося впечатления сейчас получается, что финал там сильный, но как бы не от того фильма. Или не от "Обломова" Гончарова, а от Михалкова, который видел "Зеркало")))
Между тем в "Зеркале" финал органичный.

Если это не аберрация моей памяти, есть еще одно "непрямое" заимствование - музыка финала: абсолютные классические хиты, от которых и без экранной картинки - мурашки по коже.


eugeniy_65 08 февраля 2018 | 03:05

nicoletta: "В чем разошлись - люблю Фотоувелмчение и не только за юную Джейн Биркин".

Да что там юная Джейн Биркин!
А юная Сара Майлс! А юный Джимми Пэйдж вместе с остальными Yardbirds (ещё не Led Zeppelin). Это сцена в клубе, куда приходит персонаж Дэвида Хеммингса. Потом юный, а в будущем великий рок-гитарист Джефф Брюс разбивает свою гитару о колонку!
А юный Майкл Пэйлин, будущий "Монти Пайтон", дебютирует в фильме Антониони. Это 1966 год. А в 2017 Пэйлин снялся в "Смерти Сталина" Иануччи - сыграл Вячеслава Молотова. Вот так - 51 год - дорога старика Пэйлина?

Но великолепный фильм Антониони мы любим не за это.


nicoletta 08 февраля 2018 | 05:08

eugeniy_65: "Но великолепный фильм Антониони мы любим не за это"

Раньше точно любила не за это , то есть, почти , потому что за Сару Майлс - да, люблю, а этих музыкантов мало слышала. Кстати, что-то было там о Бобе Дилане, но не он сам.
А почему маму очаровательной Наташи Ричардсон не упомянули? Фотосессия с Верушкой великолепна.
Даю себе задание - в ближайшее время пересмотреть фильм и найти юного Майкла Пэйлина. А потом уж и "Смерть Сталина" спокойно посмотреть.


eugeniy_65 11 февраля 2018 | 00:51

nicoletta: "А почему маму очаровательной Наташи Ричардсон не упомянули?"

Мне показалось, что "маму Наташи Ричардсон", то есть Ванессу Редгрейв Быков не упомянул, потому что полагал, что Биркин там многие не помнят - роль её была небольшая, и сама она была неизвестна, а Ванесса Редгрейв была и тогда уже всем известной Ванессой Редгрейв. Но, возможно, Дмитрий Быков не очень ценя Blow-Up, и Ванессу Редгрейв там призабыл.
Мой скромное мнение: Blow-Up - фильм великолепный во всех отношениях. Смотрел его не менее трёх раз, готов пересматривать хоть каждый день.
"Чужие письма" Ильи Авербаха - сильный фильм, один из самых лучших фильмов всего советского периода. Тут мы с Дмитрием Быковым сходимся. И сценарий Натальи Рязанцевой хорош. И вообще, рано ушедший Илья Авербах оставил нам прекрасные фильмы: кроме "Чужих писем", это и "Монолог", недавно справедливо вспомненный Матвеем, и "Фантазии Фарятьева", и "Драма из старинной жизни"... Последний был порезан гадкими советскими цензорами, выпущен малым тиражом для кинобараков и положен на много лет на полку. Для чего это делали "совки-знатоки", одному богу ведомо...


nicoletta 11 февраля 2018 | 20:30

eugeniy_65: Удивительное дело - не прошло даже недели, а уже есть текст передачи и вот точная цитата ДЛ, а не мои фантазии на тему :

"Я не могу сказать, что я люблю фильм «Фотоувеличение» («Blowup»). Да больше того — я терпеть его не могу, невзирая на очень красивую появляющуюся там Биркин. Да и вообще красивая картина, чего говорить. Но как художественное высказывание это абсолютно гениально, это просто как явление."

И опять придётся посмотреть. )


eugeniy_65 11 февраля 2018 | 22:13

nicoletta: «А еще больше я люблю «Забриски-пойнт». «Забриски-пойнт» я люблю вообще больше всех фильмов семидесятых годов, потому что он самый точный» (Дмитрий Быков)

Почему «Забриски-пойнт» оказался фильмом семидесятых годов? Да, он вышел в 1970 году. Но он снимался в 1968. И он весь о 1968 годе, о молодёжи времён бунтов 1968 года.
Упоминаемые Дмитрием Быковым два других фильма Антониони «Красная пустыня» и Blow-up 1964 и 1966 годов рождения. До семидесятых годов, как до Луны. Это всё шестидесятые.
Противоречивые высказывания о Blow-up непонятны. «Не люблю этот фильм, более того терпеть его не могу». Почему, что случилось? Но тут же: «Красивая картина. …Как художественное высказывание это абсолютно гениально, это просто как явление». Хорошо, тогда почему «терпеть не могу»?
В советских «семидесятых» тоже непролазно. «Крылья» Ларисы Шепитько – прекрасный фильм, но он вышел в 1966 году. До семидесятых - две реки и два леса.

Но Быкова мы любим не за это. А за то, что, говоря о фильмах семидесятых годов, он в этот раз не выделил «женское начало» этого периода развития советского кинематографа при полном ничтожестве всего «мужского».


nicoletta 11 февраля 2018 | 22:57

eugeniy_65: ". «Не люблю этот фильм, более того терпеть его не могу». Почему, что случилось? "

И зачем я только привела эту цитату? Того и гляди, произойдёт автоматический переход к главному вопросу : Почему, ну почему, обожаемый ДЛ, Вы не любите Б и Д? Хотим знать.

Потому что нелюбовь - то же самое, что любовь, "а разве можно понять что-нибудь в любви".
За одним исключением: мы знаем и понимаем, за что любим Быкова - "не за это".


satt 12 февраля 2018 | 00:32

nicoletta: почему Б и Д? Хотим знать.//

Помните у Довлатова?
"Вольф говорит:
- Недавно прочел "Технологию секса". Плохая книга. Без юмора.
- Что значит - без юмора? При чем тут юмор?
- Сам посуди. Открываю первую страницу, написано - "Введение". Разве так можно?"


nicoletta 12 февраля 2018 | 01:01

satt ": Сам посуди. Открываю первую страницу, написано - "Введение". Разве так можно?"

Думаешь, за это он не любит Д?


nicoletta 10 февраля 2018 | 21:10

Посмотрела, а не ПЕРЕсмотрела, потому что совершенно другое впечатление, как будто новый фильм увидела, но такое же сильное.

А "Смерть Сталина" пока смотреть не хочу.


satt 12 февраля 2018 | 23:23

nicoletta: nicoletta:
1.Довлатова впервые я услышал на "Свободе".
Прочёл его намного позже.
В обоих случаях - восторг!
У Быкова другое мнение? На здоровье!
2.Только сейчас посмотрел "Фотоувеличение"
и сильно пожалел, что не увидел его юношей во второй половине 60-х.
Тогда это было бы самое то!
В той Риге, в "Палладиуме", на широком экране.
Не знаю, шёл ли он тогда в прокате. Я служил тогда в армии. В Калининграде.
Я многое тогда пропустил..


omw3 07 февраля 2018 | 00:48

вопросах к: [Эфир] Один 06.02.2018 23:07)
Ув. Мастер !!! Есть к этому эфиру несколько вопросов в стадии разрешения собственными силами...Мнение Мастера не повредит. Возможно ли отказаться от наказания детей? ..."kriimsdyk
02 февраля 2018 | 11:15
С детьми надо уважительно и на равных. В семье - потому что они вырастят и отомстят.
В школе - потому что могут повесить на любого учителя/учительницу педофилию."..."domkrat2014
02 февраля 2018 | 11:43
Люди, утверждающие, что детей нельзя наказывать, скорее всего, сами детей не воспитывали. Наказание есть неотъемлемая часть воспитания, ибо расставляет ориентиры в неокрепшем сознании. Но, как и всякий инструмент, наказание требует осознания его меры. Одним детям достаточно замечания, другим - стимуляция лишением развлечений или удовольствий, третьим - наказание физическое, но не угрожающее здоровью, а тем более жизни ребёнка. ..." всего два комма...что огорчает...Одна тема - детки вообще...Другая - мои собственные детки/внуки/правнуки...Я - сентиментальный Близнец , очкарик-ботан...С другой стороны - близкие знают ( с детства испытываю комплекс берсеркера ) - в какие-то мгновения жизни способен стать нечеловечески беспощадно-безжалостным к себе и к ближним..Младшая сношенька офигела , увидев своих деток !!! Они висели на плечах дедульки - окаменевшего ледяной глыбой в кресле - и размазывая мокреть на заплаканных щёчках вопили " Базька , Базька, пласти , оснись - мы не будем салить , не будем огосять Базю !!! Мамуля , велни Базю !!!...При всём при том - пацанят я шлёпаю - сильно и больно - не оставляя следов...Чтобы не боялись физической боли...А вообще- я приучаю деток-правнуков : в этой жизни надо платить за всё !!! И не только за собственные косяки или за косяки родных и близких.. Иногда надо платить лишь за то , что оказался в ненужное время в ненужном месте..Даже если родные и близкие всегда готовы оплатить ТВОЙ ДОЛГ...Я не прав ?!!..ВСЕХ БЛАГ !!! ...


omw3 07 февраля 2018 | 00:56

(в вопросах к: [Эфир] Один 06.02.2018 23:07)
Если можно . ПОПЫТАЮСЬ ВАС РАССМЕШИТЬ !!! На флот БМРТ Дальрыбы попал после СА КДВО - вначале рыбообработчиком...Но -понял ( ботан-очкастый ) не то..Экстерном закончил "кулинарный техникум им.сатирика Хазанова "- с отличием !!! ( в универе все завистники называли меня "подающий надежды юный гений "!!! )..Хлеб я выпекал просто фантастический !!! тут говорили про испытания пива..Мой хлеб оборачивали двойным полотенчиком , клали его под зад на скамью и плющили в лепёху !!! Потом клали лепёху на стол - и изумлялись тому , как буханочка вставала без разрывов !!!..я-просто гений...Вышел в очередной рейс ( 150 судосуток ) пекарюшкой...И пересёкся с грозным Чифом - деушку не поделили !!!..Грозный Чиф пообещал - будут проблемы !!! ..И всё бы ничего - но в рейсе случилась катастрофа : в рейсе у пекарюшки вылетела зубная пломба !!! как в подкове вылетел гвоздик..К тому же в рейсе не было медика - сердобольная прачка , завАптекой , за эту ночь испытала на моей зубной боли с десяток болеутоляющих и снотворных !!! Сделав за ночь три выпечки хлеба ( недельную норму !!! ) я устал...Под утро пришёл к девкам на камбуз "Красотки , сил нет, -уставную картоху без меня почистите ?буду должен !!!...Только забылся - трясут за плечико ...Чиф ,помполит и судкомЧленики : Ув.Базя, падъём !!! - чистить уставную картоху !!! Или поставим прогул !!!..- Господа !!! Боюсь быть невежливым -но спать хочется непреодолимо ...И шли бы бы все лесом-лесом леее..хррр..Динамик судового спикера взорвался :Судовому пекарю Безбашенному Бэзилу объявляется прогул по судну !!! " ...офигеть я прогулял...с недельной выпечкой за одну ночь...этто даже не медаль..С полузакрытыми глазами я поднялся на камбуз - в три приёма сгрёб ещё горячий хлебушек...И ВЕСЬ ВЫБРОСИЛ ЗА БОРТ , придурок !!!...


nicoletta 07 февраля 2018 | 00:59

Замечательная сегодня лекция, уважаемый Дмитрий Львович. Наверное потому, что почти со всем согласна. "Почти" написала на всякий случай - вдруг что-нибудь пропустила.

В болоте побеждает Зина Бегункова, а в небе - героини Купченко и Майи Булгаковой. (цитата )


eugeniy_65 07 февраля 2018 | 23:53

nicoletta: «Вернувшись, я сразу в Москве начинаю чувствовать страшно давящую здесь какую-то как бы медузу слизистую, которая висит между небом и городом, которая давит страхом, и неопределённостью, и злобой на всех живущих здесь…» (Дмитрий Быков)

На душе ощущение груза.
На Москве голошенье и вой.
В небо купол. Большая медуза
Распростёрлась над бедной Москвой.
Нити бледные лезут из пасти,
Доставая до самой земли!
Ожидали мы всякой напасти,
Но предвидеть такой не могли!
Что-то медленно сыплется с неба
Под занывшие колокола!
Пусть всё это окажется снегом!
Чур, не пепел пока, не смола...


nicoletta 08 февраля 2018 | 00:38

eugeniy_65: Чур, не пепел пока, не смола...

Боже упаси.


tverboul 10 февраля 2018 | 11:48

nicoletta:
Я не знаю насчет "болота" и "небес", я человек простой, незатейливый, для меня это дурновкусные вычурности (это я не о вас, вы же Быкова цитируете). По-моему, Зина Бегункова побеждает просто потому, что зло всегда сильнее. Всегда. И тут прав Быков - сколько не давай ей пощечин, толку не будет. Она ухмыльнется, и всё. Таких людей надо просто удалять из своей жизни. Победил ее на самом деле ее брат (Бортник), ответив ей на ее террор: "Я тебя на свадьбу не приглашаю". А вот героиня Купченко ей проигрывает с треском, включив Зину обратно в свой контекст. И никаких небес.

Зина Бегункова - страшный образ. Фильму уже больше 40 лет, а мне до сих пор страшно.


nicoletta 10 февраля 2018 | 18:59

tverboul: "Таких людей надо просто удалять из своей жизни"

Это в виртуале отправляешь в ЧС и больше не видишь, а в реале это очень трудно сделать.


tverboul 10 февраля 2018 | 22:10

nicoletta:
Вот, в частности, поэтому тоже побеждает зло.


omw3 07 февраля 2018 | 01:02

(в вопросах к: [Эфир] Один 06.02.2018 23:07)
Если хотите , могу продолжить..."Что там было, как ты спасся?" - каждый лез и приставал,
Но Бэзюка только трясся и чинарики стрелял,
Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёж,
Он, гад, над нами издевался, ну сумасшедший, что возьмешь?..." На следующий день я проснулся наконец...В кубрике сидел сам КМД (капитан-директор ) , стояли трое крепких ребят из тралвахты...Всем здравствовать...Пора на родной камбуз ?!!!...Учудили Вы , Бэзил Батькович..Слов нет...... ...Эти ребята проводят Вас - до окончательного выздоровления ...эээ ..Вашего больного зуба !!!...Меня арестовали-поместив в шикарную каюту пустующего корабельного изолятора...Пару раз Чиф с Помполитом умоляли сделать хотя бы пару выпечек хлеба ( у камбузных девок и прочих пекарюшек из экипажа вместо хлеба получалось печёное тесто...)... Экипаж был готов бунтовать...Кишкоблудие хуже наркоманиии !!!..Мой ультиматум - уберите прогул !!! впрочем -не верю - всё равно чего-то припаяете к концу рейса , злыдни !!! Везите к зубнику !!!...БМРТ снялся с промысла на рандеву с бортом - ДЛЯ ЗАМЕНЫ ПЕКАРЯ и лечения болящего... В родном порту меня ожидал АД !!! Меня вызвал наш флотский Куратор из Конторы Глыбокого Бурления - Диверсант? Саботажник ? Бунтовщик ? Весь экипаж советского БМРТ МЯТЕЖНИЧАЛ ПРОТИВ НАЧАЛЬСТВА И ПАРТИИ !!! Такого флот МРХ и Минморфлот не видали !!! В психушку его !!!...Благо - родненькие мозгоправы не сдали убогенького !!! На весь Союз решили прославиться - отмыли меня четырежды : не сдали меня в совковый стационар ( эти точно готовы были меня в овощъ превратить ) - и восстановили флотскую санкнижку , сняв наблюдение...Уж больно понравилось мозгоправам моё чуйство юмора...я шутил . ощущая полную обречённость , не видя ни единого шанса на спасение...Всех благ добрым людям !!!...


(комментарий скрыт)

berlin2017 07 февраля 2018 | 06:32

- Уезжать, или остаться?...
Все ж украдено да нас...
- В этом деле консультаций
Не могу давать. Тут - пас...


dexametazon1 07 февраля 2018 | 06:59

Как настойчиво Вы навязываете ,,посредственност,, фильма Три билборда...... Мне сдается-завидуете. Ваши нетленки так себе имхо.


dokolle 07 февраля 2018 | 11:15

dexametazon1: Хороший фильм, простенький, крепко сбитый, с простой идеей возможности одного человека противостоять "системе", что возможно там и совершенно не возможно здесь.
Здесь уже невозможно ничего, - то есть у вас есть возможность попробовать шампанского при столкновением с ментами, но волн не будет.
Там есть "божественные" фильмы:
"Поездка в Америку"
"День сурка"
"С меня хватит"
...................
и так далее, но как много просто превосходных, и как правило, почти во всех "избитая" идея борьбы добра со злом не воспринимается как утопия.


berlin2017 07 февраля 2018 | 07:02

Правление "либералов" могло закончится полным крахом. Некий министр выражал мнение, что Россия нужно уйти отовсюду, куда она пришла. Значит из Петербурга и Астрахани тоже. Кстати, могущество многих "реформаторов" существенно приросло Сибирью...


berlin2017 07 февраля 2018 | 08:58

И вспомнить, в общем, нечего нам опосля Гайдара
Ну, разве что залоговый еще аукцион.
Пакеты раздавали тут, практически задаром,
Духовные наследники, им до земли поклон.
Потанину, Чубайсу, и Коху с Сосковцом.
Они ведь не данайцы, не били в грязь лицом…


nata_lia 07 февраля 2018 | 10:05

Хорошая передача была. Дмитрий Львович не только, как всегда, отвечал на очень интересные литературные вопросы, но и четко обозначил свои общественно-политические позиции. Например, откровенно и довольно резко высказал свое мнение о современной русской интеллигенции. Это прозвучало в ответе на вопрос одного слушателя, который сказал, что современную русскую интеллигенцию можно разделить на два лагеря: нацориентированную и либеральную, косящую на запад. И якобы только нацориентированная интеллигенция может ещё что-то предложить, а либералы проповедует ценности импотентного западничества.

По мнению ДЛ, именно либералы предлагают и отстаивают общие, апробированные в мире рецепты. И вообще, всё, благодаря чему мы не погибли в коллапсе 80-х, что ещё позволяет России существовать сегодня, создано либералами 90-х годов. А так называемые национальные мыслители за 20 лет не выдали никаких идей, кроме реставрации квазимонархии. И на совести этих национально ориентированных мыслителей действительно страшные вещи: разрушение судебной системы, введение бессудных арестов, имитация во всех областях политики, ликвидация внешней политики, захват Крыма, война на Донбассе, развращение общества, взаимное доносительство. «Вы недостойны шнурки завязывать либеральной интеллигенции. Всё, что вы можете, - это только очередное истребление несогласных» – заявил Дмитрий Львович Быков. И спросил: «Что вы будете делать, когда истребите друг друга?». Это был воистину гимн, с блеском исполненный. Давно такого не слышала от ДЛ


matveylm 07 февраля 2018 | 11:06

nata_lia: либералы предлагают и отстаивают общие, апробированные в мире рецепты
===
Казалось бы, не великой оригинальности мысли. Кто из вменяемых и адекватных людей не рассуждал так же. Но мы в последнее время так одичали в кислотной среде национально-патриотического мракобесия, что самые простые и естественные высказывания кажутся откровениями пророка. Тем более, когда их произносит умница и эрудит, твёрдо знающий, что "Всё было" (с)

Вот преамбула еженедельной передачи Дмитрия Быкова на "Дожде":
"Это еженедельная импровизация, которая учит нас не бояться будущего, потому что всё уже было. Мы учим своего зрителя распознавать сегодняшние ситуации в мировой истории, в классической литературе, в анекдотах и в нашем сегодняшнем быту. Делаем мы это по возможности с юмором, иногда в стихах."

Правда ведь, так жить веселее и интереснее?

Судя по отзывам, передача сегодняшняя удалась. Обязательно послушаю. Может быть, сыграл свою роль перенос?...)


nata_lia 07 февраля 2018 | 11:37

matveylm:

// Судя по отзывам, передача сегодняшняя удалась//

Дмитрий Львович настолько интересный и могучий человек, что никакого однозначного отношения к нему не может быть. Как меня мучает не только его пренебрежение к моим любимым, но буквально растаптывание их. И главное, что причины его неприязни для меня остаются во тьме. Но вчерашняя передача – это было нечто. Сто раз повторю – не ожидала и ждала. Блестяще, яростно, от души. Может, дождусь и дальнейшего. Да нет, у великих добавки не просят. Спасибо за передачу, Дмитрий Львович


nata_lia 07 февраля 2018 | 11:42

matveylm:

Из снежной Москвы в Питер. Можем снежком поделиться. У вас как, хватает его?

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.


matveylm 07 февраля 2018 | 11:50

nata_lia: Сердечное спасибо за щедрость. Можем сами поделиться, если у кого недостаток. Нападало изрядно.

Особенно смешно радуются снегу собаки. Засовывают носы глубоко в сугроб и потом с удовольствием фыркают.


malgorzata 07 февраля 2018 | 13:23

matveylm:
ФИГУРЫ ПЕТЕРБУРГА
Идиллия
Милая идиотка, Анестезия Всхлиповна,
подкиньте в камин деньжонок, а то что-то стало
холодать, что-то руки, ноги
стали зябнуть, не
послать ли за бутылкой
гонца? Только кто отважный, с душою
пылкой, рожденной в подполье,
большою, решится
в такую пору?
Князь! Вы так благородны!
Только не поскользнитесь — темен
подъезд и загажен кошкой!
Только не захлебнитесь, переплывая Большую
Невку! Только не попадитесь разбойникам Малой
Охты! Пошаливают на Охте.
Невка в бурливой пене.
Когти поганая кошка о мраморные
ступени точит.
Слева вернувшийся Мышкин.
Кошкин дождавшийся справа.
Между друзьями Всхлиповна сумеречно сияет.
(Красою сияет Всхлиповна между врагами.)
Втроем они составляют
равнобедренный треугольник.
В центре стоит бутылка.
На 60 %
наполнена невской водою
Лев Лосев

Не знаю, с чего меня в Лосева унесло.
А знаю, он любил Проппа, а я собираюсь написать о типологии сюжета. Привет!


matveylm 07 февраля 2018 | 14:09

malgorzata: Привет!
Сначала обалдел. Потом восхитился. Потом стал смаковать.
Круто!


malgorzata 07 февраля 2018 | 16:43

matveylm: "Сначала обалдел. Потом восхитился. Потом стал смаковать. "
Растерянность.
С Уфляндом в Сан-Франциско
сижу в ресторане "Верфь".
Предо мной на тарелке червь,
розовый, как сосиска.
Я не знаю, как съесть червя.
Ему голову оторвя?
или, верней, оторвав?
засучив рукав?
с вилкой выскочив из-за угла?
приговаривая: "Была
не была!"? посолив?
постным маслом полив?
поперчив?
Я растерян. Уфлянд стыдлив.
Червь доверчив.
Лев Лосев
Не виноватая я! Он сам пришел в голову!!! :-)


malgorzata 07 февраля 2018 | 17:20

Дмитрий Львович говорил о метасюжетах - мщение: "Выстрел", "Дубровский", "Граф Монте-Кристо", потом о типах героев - "фаустовский" тип и соответственно, как положено по Проппу, персонаж - носитель сюжетной функции. Только я совсем не уверена, что Григорий Мелехов и Гумберт Гумберт герои фаустовского типа. Мелехов, если по Проппу, связан с мотивом ухода- возвращения, Гумберт с похищением и инцестом. Мертвые младенцы фигурируют у обоих, но и у Блума в "Улиссе" - мертвый младенец, однако, Фауст не он, а Стивен-Телемак. В общем, все сложнее. Начиная с Веселовского, Проппа, Шкловского много раз брались за унификацию сюжетов, Борхес вообще предложил четыре типа сюжетов, но пока определенно можно говорить только об исследованности функций действующих лиц, определяющих сюжет, по отношению к волшебной сказке - "Морфология сказки" Проппа.
Теперь вопрос, зачем все это нужно? Позже напишу. :-)


malgorzata 07 февраля 2018 | 18:27

Чтобы приблизиться к пониманию огромной семиосферы, называемой культурой, а тем более, хоть в какой-то степени осмыслить законы ее возникновения, нужно попытаться понять значение составляющих ее частей. Миф и сказка являются своеобразным кодом для явившейся плодом исторического развития литературы. "Красную Шапочку" можно прочесть по-разному, можно, как стокгольмский синдром, как предложил Арсений (anward), но это будет его личная интерпретация. Более универсальное прочтение возможно при анализе, например, по системе Проппа. Оно есть. При таком анализе появляются более широкие смыслы и культурный контекст. Мы прослеживаем, как обряд инициации из первобытных культур перекочевывает в миф, потом в сказку, потом в литературу. Одним словом, постигаем механизмы порождения культуры.
Очень интересен анализ сказки "Курочка Ряба", предпринятый сначала Ж. Лаканом, а потом русским филологом и философом, исследователем философии Витгенштейна, Вадимом Рудневым. Не буду пересказывать. И интернете есть.


cerberon 08 февраля 2018 | 19:05

malgorzata: Марго,
задам тебе вопрос по специальности. Я придумал его сам. возможно он глупейший. Как связанны архетипы с семиосферой? Дело в том, что я понимаю, что такое архетипы, но не понимаю, что такое семиосфера. Хочу понять это на простых примерах. Волк, Красная Шапочка - это архетипы. в некотором приближении. А семиосфера - это совокупность всех архетипов?


malgorzata 08 февраля 2018 | 19:45

cerberon: Семиосфера или культурное семиотическое пространство это, по Лотману, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся знаково-смысловая система. Она не линейная, стереоскопическая. На временной оси - прошедшее, настоящее и будущее, на пространственной - разные семиосферы и границы между ними. Общая картина культуры выглядит как супертекст, состоящий из отдельных, связанных между собой, более мелких единиц. Каждая единица - это активная смыслопорождающая среда, которая вливается в общую семиосферу. Архетип, таким образом, только часть семиосферы. Я уверена, что ты уже все понял. :-)


cerberon 08 февраля 2018 | 19:57

malgorzata:
Но ведь архетип - это не текст. Это сложившийся в народных мифах образ, Драгон, Герой, Трикстер...Архетип - это символ, если угодно. Хотя Юнг различал символ и архетип.
"Архетипы — это представления, включающие в себя
бессознательное содержание человеческой
психики, которое становится осознанным
и воспринятым под влиянием индивидуального сознания. Интерпретация архетипов не
требует умственных усилий, поскольку они
воспринимаются на бессознательном уровне
и имеют единый смысл для всего человечест>
ва. Основными характеристиками символа
являются знаковость, образность, обобщенность и многозначность. В него заложено
множество значений, которые могут по-разному трактоваться, утрачиваться и появляться вновь." (цитата).
Семиосфера - пространство символов, пространство архетипов. Так из чего состоит супертекст, какова его структура?


malgorzata 08 февраля 2018 | 20:11

cerberon: "Семиосфера - пространство символов"
Именно.
Текстом я называю, и все уже давно называют называют, все. Весь мир - текст.


matveylm 07 февраля 2018 | 20:11

malgorzata: Что-то этот анализ настораживает своим избыточным техницизмом...)
И опасением, что после завершения анализа захочется перейти к синтезу.


malgorzata 07 февраля 2018 | 21:01

matveylm: Нет никакого техницизма. Все точно. Гоните два плюсика, иначе будет, как с Корделией: "За ничего не выйдет ничего." :-):-):-)


matveylm 07 февраля 2018 | 21:50

malgorzata: Как с Корделией? Ужас какой! Гоню один плюсик здесь и один будет за мной..)


malgorzata 07 февраля 2018 | 22:00

matveylm: Выкрутились. Ладно, так и быть, живите в моем королевстве дальше. :-)


nata_lia 08 февраля 2018 | 19:41

matveylm: malgorzata:

// мне отмщение и аз воздам//

В 2015 начались ночные беседы Быкова на Эхе. Я восприняла это как огромный подарок жизни и до сих пор так воспринимаю. Только здесь на сайте Эха узнала, что ДЛ верующий и сильно верующий человек, удивилась сначала, потом приняла, конечно. Он не устает это повторять во всех своих беседах и жалеть атеистов (я атеистка). Сборники его эссе, очерков, статей мною читаны и перечитаны. В них нет этой темы веры и неверия.

Но последнее время, особенно после последней беседы в ночь на 7 февраля, я стала думать, что он верит только в то, что ему нравится и приятно. Это, прежде всего, в то, что смерти нет. А те устои, которые против его натуры, просто не приемлет. Например, мщение. Конечно, «мне отмщение и аз воздам». И ДЛ приводил разные литературные примеры, когда слабый мстительный человек спешил отомстить, но бог опережал и разбирался сам.

ДЛ говорил, что и Пушкин был за мщение – уж у него-то эта тема постоянно звучит. И ДЛ повторил хмуро с упорством (он это умеет), что он человек мстительный (негодяю надо мстить), признавая, что мщение разрушает душу. Ну а бога и веру пока в сторону, что ли? Или жажда мщения присуща человеческой природе – просто некоторые умеют её подавлять, надеясь на высший суд, а некоторые не умеют? И правда ли, как говорит АСП и ДЛ с ним соглашается, что отмщение - это, главная или одна из главных, или просто христианская добродетель?


malgorzata 08 февраля 2018 | 20:49

nata_lia: "// мне отмщение и аз воздам// "
Наташа, это слова Господа из Ветхого Завета. Эпиграф к "Анне Карениной" так и надо понимать: Господь накажет, нам положено прощать. ДЛ Пушкина вспомнил, а Пушкин сказал это в письме очень молодым, да и то в прошедшем времени - что он некогда так полагал. Да и речь у него шла о мщении чисто литературном. ДЛ признался, что он мстительный. А разве мы не замечали этого? Замечали, но считали, ничего, бывает. Это нам показалось и пр. Мне кажется, мстительность свою ДЛ преувеличивает, но что-то есть. Он верующий человек: признался - немного очистился. Не каждый так о себе скажет. По поводу того, что он верующий. Я в этом не сомневаюсь. Но верующий - не значит святой. Он верующий, грешный человек. Но у него есть правила. Он знает, как должно быть, и в соответствии с этими правилами себя корректирует. Без веры ему было тяжело, она ему нужна.


malgorzata 08 февраля 2018 | 21:07

Во всем этом плохо то, что он расшаркивается перед живыми (даже, если это Шевченко) и мстит мертвым (даже, если это Бродский).
Но я в него пока верю. Он должен это преодолеть.


omw3 09 февраля 2018 | 18:01

malgorzata: nata_lia: matveylm: Не уверен , что сумею связно представить своё представление на тему мести...Но попытаюсь - с Богом !!! Я - верующий Родович...В соответствии с Родовым Заветом ПервоПредков у нас нет права на мщение , разрушающее душу. Но есть право непременной оплаты - Честной , Благородной или Сиятельной ( зависит от рейтинга ветви Рода ) !!! Оплате подлежит как добро . так и зло , как благородство , так и подлость , как обожание , так и мерзость...Либо немедленно - либо...до седьмого колена !!! ..При этом -без разрушения души, в сочувствии и сожалении от неотвратимости достойной оплаты!!!При том . что не надо унижать себя намеренным мучением должника , сокращающим его срок жизни - пусть живёт долго !!! даже умолим Бога - чтобы не забирал должника , чтобы не пресекал линии его родов до седьмого колена - пока должник и его род не расплатятся по всем счетам..Мы привыкли жить долго - и не торопить с оплатой долгов...Всех благ !!!


omw3 09 февраля 2018 | 23:05

omw3: omw3: Если кому-то кажется . ЧТО СКАЗАННОЕ -ЧИСТАЯ МЕТАФИЗИКА...Отнюдь !!! Гольштейн-Готторп-Романовы имели обязательства не только перед франками и англосаксами...Их ужасный конец списал долги...Да упокоит Бог души мучеников !!!...


omw3 07 февраля 2018 | 12:12


omw3
06 февраля 2018 | 15:01
sadda: shtirlitz77: bekipp: kaplan911: vladimir1967: — Когда Белых арестовали, сразу было понятно, что эта история быстро не закончится. Как вы решились остаться с ним?

— Это самый странный вопрос, который я слышу на протяжении последних двух лет. С какой стати, если мой близкий попал в беду, я должна от него отворачиваться? Существуют же любовь, дружба, честь. Я же принимаю решение, оставаться ли с человеком, руководствуюсь не только тем, удобно ли мне это. У нас с Никитой, конечно, нет за спиной 20 лет супружества, чтобы зарекомендовать себя как крепкая семья в понимании большинства. Но неужели это повод уйти в случае опасности?..Я ВЕРЮ Екатерине...И присоединяюсь к пожеланиям Здоровья Никите и Вам терпения и любви !!!...Всех благ добрым людям !!!..Злорадцам и злорадицам могу напомнить старый чекистский приговор " В том , что вы ещё на свободе , нет вашей заслуги - это лишь наша недоработка !!! " «...То дождь, то снег, то мошкара над нами,
А мы в тайге с утра и до утра.
Вы здесь из искры разжигали пламя,
Спасибо Вам, я греюсь у костра...

В чужих грехах мы сразу сознавались,
Этапом шли навстречу злой судьбе.
Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.

Вчера мы хоронили двух марксистов.
Мы их не покрывали кумачом...
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чём!

И перед тем, как навсегда скончаться,
Вам завещал кисет и те слова:
Просил он Вас во всём тут разобраться
И тихо вскрикнул: "Сталин - голова!"... ...Живите сотню лет, товарищ Сталин!
И пусть в тайге придётся сдохнуть мне,
Росло бы только производство стали
На душу населения в стране!...» у меня нет озлобленности к тем , кто плюёт в спину чете Белых – жалкие люди…Не дай вам Бог оказаться на месте Никиты и КАТИ…


omw3 07 февраля 2018 | 13:32

в комментариях к: [Блог] shenderovich 06.02.2018 23:12)

aud: ocmamok: meister_luvin: mayk19: " ... Бабушек понять можно. Мозги им свернули, ничего кроме Великого Сталина в детстве и юности не знали,.."Не соглашусь ! Тёщинька ( терпеть меня не может ! )- была сталинисткой...Памятью слабеть стала...Чтобы удержать тонус, пытаю её при правнуках - чтобы припоминала детство и юность при ГлавУпыре !!! Уже не спорит со мной и дочерьми !!! Прочим можно напомнить старый чекистский приговор " В том , что вы ещё на свободе , нет вашей заслуги - это лишь наша недоработка !!! "
"...В чужих грехах мы сразу сознавались,
Этапом шли навстречу злой судьбе.
Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.

Вчера мы хоронили двух марксистов.
Мы их не покрывали кумачом...
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чём!

И перед тем, как навсегда скончаться,
Вам завещал кисет и те слова:
Просил он Вас во всём тут разобраться
И тихо вскрикнул: "Сталин - голова!"... ...Живите сотню лет, товарищ Сталин!
И пусть в тайге придётся сдохнуть мне,
Росло бы только производство стали
На душу населения в стране!..."..."Россия - самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории..." тоже не согласен ! В истории любого народа . ЕСЛИ ЖИТЬ ДОЛГО , есть много странного...( .В эти края , дали и веси мои Предки возвратились совсем недавно - в конце 17 века...)... А возьмите недавнее прошлое великих ханьцев...Великий Мао-Упырь..Танки против студентов...Не спешите хоронить лучшее будущее несчастной , уродливой нашей Рассеюшки !!! Я . мои детки-внуки-правнуки готовы побарахтаться - если не выдавят в Забугорье...Всех благ добрым людям !!!...


zemljanka 08 февраля 2018 | 08:45

Спасибо!


(комментарий скрыт)

malgorzata 08 февраля 2018 | 20:52

omw3: Меня интересует все, что Вы пишете.


omw3 08 февраля 2018 | 20:43

…" "ТАСС уполномочен промолчать"..... в нашей базе в Камрани офицеры с сторожевого корабля «Ревностный» нам сказали, что для потопления судна такого тоннажа нужно не менее 4 торпед или две морские мины. Ни одна диверсионная группа не могла бы так быстро отправить на дно такое громадное судно. А наши рыбаки за 15 минут сумели. Без всяких мин. ..",,,"...По Владивостоку ходили разные нелепые слухи и версии,. И что людей погибло до тысячи. Слухи, слухи… " ,,,. Город переполнялся самыми невероятными слухами и хоронил погибших, точное число которых никто не знал. Хотя только на Дальзаводе, по слухам, было заказано больше сотни гробов. По Владивостоку ходил мрачный анекдот о том, что на вопрос Москвы, сколько погибло людей, местное начальство бодро отрапортовало - всего девять человек, остальные –« вербованные». Так в то время называли людей, заключивших контракт на рыболовную путину. Как правило, это были женщины со всего Советского Союза, работавшие на рыбообработке.... они, кто в чем, выскочив из коридоров судна, мокрые и испуганные, очутились в безопасности, с ними первым делом соответствующими органами была проведена такая «беседа», после которой они ничего не рассказывали даже своим родным. Боялись…"... А ведь были и провожающие и даже дети. И мало кому удалось выскочить из перевернутого и залитого водой судна в кромешной темноте через открытые иллюминаторы. По мнению Олега Михайловича, в тот день в 219 каютах погибло до 1200 человек, в их числе была и его жена.."Работы по подъему судна продолжались почти 9 месяцев. Водолазы извлекали из затопленных кают и коридоров тела погибших, заваривали и закрывали отверстия, герметизировали корпус, откачивали воду. По слухам, ходившим в городе, несколько водолазов были в то время осуждены за мародерство..." на «Обухове» люди еще не были сплававшимся экипажем в полном смысле этого слова. Они просто не успели. Да и не ожидали


omw3 08 февраля 2018 | 21:14

08 февраля 2018 | 20:43
…" "ТАСС уполномочен промолчать"...В гибели " Сов.Камчатки " тоже много мутного...Слава Богу , есть поимённый список штатных жертв - привожу его с глубокой скорбью...Даже пепла от них не осталось...Молюсь за то , что яд горящего пластика облицовки умертвил их раньше .чем пламя -ОБРАТИВШЕЕ ТОЛСТЕННЫЙ МЕТАЛЛ БОРТОВ В КРУЖЕВА !!!... 15 декабря во время пожара на плавбазе «Советская Камчатка» Базы «Рыбхолодфлот» погибли члены экипажа:
Гайнулин Валентин Николаевич, начальник радиостанции, 1949 г. р.
Максимов Александр Николаевич, матрос-обработчик, 1954 г. р.
Брежнева Валентина Васильевна, уборщица, 1948 г. р.
Елисеева Тамара Алексеевна, уборщица, 1952 г. р.
Аленкин Александр Александрович, электрик, 1941 г. р.
Сушкевич Юрий Николаевич, рыбный мастер, 1953 г. р.
Орлов Алексей Тимофеевич, матрос, 1948 г. р.
Веселов Юрий Петрович, слесарь, 1942 г. р.
Попов Леонид Михайлович, машинист, 1941 г. р.
Федорович Ирина Алексеевна, прачка, 1956 г. р.
Тарасова Валентина Семеновна, супруга четвертого механика, 1938 г. р. ...Я - не христианин , да и вы , дорогие мои братья и сёстры , на момент мученической гибели были атеистами... Но молюсь за упокоение ваших душ...


omw3 08 февраля 2018 | 22:13

…" "ТАСС уполномочен промолчать"....Наверное . жертв было немерено...", местное начальство бодро отрапортовало - всего девять человек, остальные –« вербованные»....Поэтому вместо фактов - слухи, слухи , слухи...Был слух - пьянь , спалившая громадный корабль , первыми свалили на берег из подожжённой каюты...Был слух -на вахте в рубке старшим оставили пацана . рангом не выше третьего штурмана...Старшие расслаблялись на берегу...Пацан имел мелкие косяки в рейсе !...На активированный пожарный датчик решил проявить личное херойство ,..Забыв , что за отступление от каждой строки в Уставе Флота уже уплачены сотни-тысячи жизней !!!...Когда задыхающийся от ядовитого дыма пацан объявил общесудовую пожарную тревогу - на нижних палубах люди уже были обречены на мучительную смерть !!!...Удивительный случай -некто из накосячивших в рейсе "дедов " ( старший механик ) - передовики расслабляются на берегу !!! ) - отправил подружку на пирс , а сам , придурок , обмотав тупую башку мокрой пелёнкой , прорвался сквозь пламя в машину и возглавил борьбу за живучесть машинного отделения !!! Выбраться из машины эти придурки смогли... только после тушения пожара !!! я не Алистер Маклин --- этот фееричный прикол доверил бы только Мастеру !!! но он очень не любил сэсэсэр !!!... По слухам пожар тушили...тушили..не могли потушить !!! Зацепили горящую лоханку - оттащили подальше от порта...собрав все пожарные посудины побережья !!!...А МАШИНЁРЫ в трусах ( любители сауны , блин !!! ) изнутри охлаждали раскалённые переборки машинного отделения !!!


omw3 08 февраля 2018 | 22:53

…" "ТАСС уполномочен промолчать".....Дело прошлое..Когда мои уважаемые Предки в 13 веке нашли приют в Неметчине . встал вопрос о геральдическом девизе наших Adelsstand , СТРЫЙ ( дядя по отцу ) , глядя на пацанёнка - НАСЛЕДНИКА СТАРШЕЙ ВЕТВИ РОДА- сверкнув глазами рявкнул : СМЕРТЬ- ВЫШЕ РОЖДЕНИЯ !!! ВЫШЕ СМЕРТИ - ТОЛЬКО ЧЕСТЬ !!! и свобода... Я листаю парадные фотки " Сов.Камчатки "...Нет среди них той величественной картины . что я видел на кладбище погибших кораблей !!! Громадный корабль , до самой ватерлинии опутанный кружевами сгоревшего металла ..Металл такой толстый , что я без труда пробежал к ржавому машинному отделению...Чтобы прислониться щекой к ржавчине и расплакаться !!!...Я - НЕ СЛАБ, жестокие . БЕЗЖАЛОСТНО-БЕСПОЩАДНЫЕ к себе мужчины имеют право быть сентиментальными...Я был тогда ещё мальчишкой , мог себе позволить своими завываньями проклинать Бога за такую дурацкую смерть !!!...Navigare necesse est - vivere non est necesse"!!!..Упокой Бог всех погибших в море..Всех благ добрым людям !!!....


omw3 08 февраля 2018 | 23:31

Navigare necesse est - vivere non est necesse"!!!..И была ещё - есть и будет на совести несчастной нашей , уродливой Рассеюшки "Индигирка " , на которую опоздал заболевший некстати некий Сергей Королёв...Пароход "Индигирка", перевозивший отбывших срок заключенных из Магадана во Владивосток, попал в шторм у берегов Хоккайдо и затонул 12 декабря 1939 года. На пароходе было 1173 человека, погибли более 700, имена погибших до сих пор неизвестны. На Хоккайдо безымянным жертвам кораблекрушения установлен памятник...Хосподи , Рассеюшка , век за веком по граблям бегать будем !!!... столько достойных людишек безвестно в прах и пепел обращается !!!...Несчастные края , дали и веси - без достойных людишек ожидают мерзость запустения...


tverboul 10 февраля 2018 | 11:16

Поставил Быкова на паузу и, пока не забыл - "несостоявшаяся кампусная революция"?? Даже не буду сейчас о небрежном, черезгубном выборе слов, но - несостоявшаяся? Интересно, где был Быков последние 50 лет? Так и не понял, гибернируя в своем разлюбезном модерне, "серебрянном веке" и в Пушкине-Кукушкине (без которого он, как другие без ссылки на Брежнева в свое время, он не может связно выразить ни одной мысли), что всему, что мы сейчас имеем в смысле морали, эстетики, словесности, искусства, философии, государственности современного общества, мы обязаны молодежной революции второй половины 1960-х гг. Именно потому, что она была состоявшейся. Проспал он ее, что ли? Или она ему неприятна? Вот это скорее.

Про "Blow Up" (который является двусмысленным названием - не только "Фотоувеличение", но и "Взрыв") - Биркин он вспомнил, а как насчет Ванессы Редгрейв?

Пошел слушать дальше.


satt 11 февраля 2018 | 00:21

Ну, совсем расколбасилась Рыбка.
Пуще прежнего уклейка взбесилась.
Уж не хочет плавать с Дерипаской.
Подавай ей Стерха в батискафе
С голым торсом и пойманной щукой!


omw3 12 февраля 2018 | 14:35

satt: "Жванецкий жив и популярен! Дай ему Бог здоровья!" - недавно мы втроём ловили тентом тень от нашего зимнего солнца на берегу моря. Говорили с усталостью почтенных патрициев о том, что быть стариками стыдно и унизительно, ну, и в том же растопленном настроении вздыхали об упадке всего и вся. И тут, о чудо!, по кромке отлива-прилива идут две Суламифи из батальона «Каракал», вооружённые «Таворами».
ММЖ и ИМГ, втянув телеса и выпятив интеллект, ринулись изображать спортсменов, которым как раз не хватает пары. Обо мне даже не вспомнили, отдыхай мол, старик! Ха, а кто переводчиком будет, кто будет вести пляжный отдых и умный разговор?! Спортивного досуга, конечно, не получилось - у девочек же автоматы, которые они не выпускают из рук. Сняли лишь ботинки и засучили брюки - свобода, воля! Ну и поболтали всласть, целых минут 15. И снова мы втроём, но как всё изменилось: ИМГ на сигаретной пачке строчит гарики, ММЖ в блокноте что-то пишет, смеётся и вымарывает. Всё это наблюдаю краем глаза, т.к. мне некогда, я погрузился в комп - у меня приступ озарения-просветления - Муза чётко шлифует формулу, а ведь ещё утром эта формула казалась такой букой!..vejzmir_azohenvej 12 февраля 2018 | 03:14 tinon: ...А что в несчастной нашей Рассеюшке ?!! Рыбку жарют ?!!...
"...Последние две недели заглядываю сюда на четверть часа, но с Эха валит такой густой смрадный дух чёрно-коричневой ненависти, что своё присутствие в этом клозете считаю совершенно недопустимым. Маразм рассеется - вернусь..." Всех благ добрым людям !!!


satt 12 февраля 2018 | 23:40

omw3:
Увидел сегодня на главной имя Леси Рябцевой и обомлел. Неужели вернулась?
Я бы не сильно удивился.
Оказалось - старый выпуск передачи "Сбитый фокус", в связи с Викторией Нуланд.
От Эха уже ничего не жду. Во всём сбываются лишь худшие прогнозы.


eliza_liza 13 февраля 2018 | 00:11

satt:
От Эха уже ничего не жду. Во всём сбываются лишь худшие прогнозы
========================
Ха-ха!))


xtris 11 февраля 2018 | 09:27

за интеллигенцию обидно, да. не скажу, чтобы я так не любил эхо москвы, но запах идёт, ещё тот запах. что вы наделали с журналистами, совсем плохо дышать стало, нет свежего воздуха совсем, да. а всё было по началу хорошо, горбачёв, да, перестройка, да, своббода слова, да. и тут подмена понятий, да. донбас, понимаешь, крым, да. а вот подмена сторон конфликта видна совсем близко, стоит перед шлазами так, да. вот один малчик, он хочет стать миллионером, а идёт война, да, свободы основные нарушены, понимаешь, и запах.... а всё от чего? быкову надо по-брюзжать, понимаешь, выразить недовольство, понимаешь, этой вот все несвободой, да. а хотел сказать больше, так как интеллигент, долго цчился и много знает, но нельзя, крым наш уже, да. и донбас почти уде, и мальчик никогда не станет миллионером уже, пойдёт в писатели, вот что страшно. вот что происходит, когда нет свежего воздуха, понимаешь. не в том месте комманду - газы исполнили, да. но мы все дадим вам возможность, и мальчику дадим, а почему нет? и это - очень важно для российской литературы, да, понимаешь, это вот - лермонтов, гагарин, там, брежнев - это всё наше всё, от этого не уйти, а как ты думал? если чем есть конечно...


satt 13 февраля 2018 | 09:26

Об интеллигенции

Похоже, что понятие «интеллигент», не утратив своей исторически сложившейся загадочности, снова обретает исторически сложившиеся негативные коннотации. Очередной виток российской истории с беспощадной очевидностью актуализировал знаменитое литое ленинское определение.

Правда, в наших широтах никогда не выцветали окончательно те яркие образы интеллигентов, которыми мы обязаны очень талантливым писателям, в первую очередь, Ильфу и Петрову. Они отменно потрудились на славной ниве последовательной и успешной дискредитации своих же братьев по сословию – вернее, по прослойке, как было принято называть это сословие, кажется, с ленинской же легкой руки. Голый и плачущий инженер Щукин до сих пор бьется намыленным телом в запертую дверь собственной квартиры, а Васисуалий Лоханкин по-прежнему пробирается под покровом ночи к кастрюле с борщом, не переставая бормотать пятистопным ямбом свои знаменитые «страдания».

Собственно, как до явления миру этой парочки, так и после – интеллигенты бывали обыкновенно гнилыми, хлипкими, мягкотелыми, дохлыми – в общем, какими-то, в лучшем случае, никчемными.


satt 13 февраля 2018 | 09:32

Довоенный советский кинематограф добавил в эту сомнительную фактуру элемент отчетливой вредоносности, подарив заинтересованному зрителю целую армию злобных инженеров-вредителей, предателей из военспецов и прочих довольно отвратительных хлюпиков-контриков. Впрочем, упражнения литераторов и кинематографистов в стране победившей диктатуры пролетариата не нуждаются ни в комментариях, ни в объяснениях. Реакция публики – пожалуй, тоже.

Дело пыталась (и не без успеха) поправить культура времен оттепели. Когда на смену уничтоженной физически, идеологически и эстетически русской интеллигенции пришла сформировавшаяся демократическая советская, образ интеллигента стал с очевидностью корректироваться.

В кино, например, за него отвечал Алексей Баталов. Яркий талант этого актера и его мощное положительное обаяние позволили ему почти в одиночку извести давешнюю кунсткамеру и создать вполне позитивные и при этом вполне достоверные, без фальши, типы советского интеллигента разных времен. Слесарь Гоша не считается – это безусловный фантом женского одиночества. Правда, в исполнении Баталова даже он был так убедителен, что миллионам вполне здравомыслящих женщин захотелось, чтобы этот фантом существовал.

Возвращаясь от искусства к жизни, хочется думать, что, вопреки ленинскому определению, интеллигенция – все-таки таки совесть нации. У Октябрьской революции были две основные движущие силы: те, кто никогда в жизни досыта не ели и те, кто очень им сочувствовали и считали своим долгом устранить эту недопустимую несправедливость. Власть, к сожалению, захватили третьи – те, кто сумели своевременно и правильно воспользоваться обоснованной агрессивностью первых и совершенно безосновательным прекраснодушием вторых.


satt 13 февраля 2018 | 09:40

Интеллигентность – это понятие не сословное и не образовательное, а мировоззренческое. Образованность, умственный труд, чистые руки, хорошие манеры – важные, но не первостепенные атрибуты интеллигенции. Самое главное здесь -- это зона повышенной социально-нравственной ответственности, в которой совершенно добровольно располагаются представители этого социального образования, независимо от страны и эпохи.

Прекраснодушие, впрочем, по-прежнему не приводит к добру. Новая волна почти уже смыла трудно выросшую отечественную интеллигенцию. Ценности интеллигенции опять ошельмованы и девальвированы, достижения дезавуированы, а их носители, практически, уничтожены. Нет-нет, на этот раз не физически. Но – убивать совсем необязательно. Как сказал один интеллигент из литературных героев, можно и другими способами превратить человека в привидение.

Похоже, горькое, но точное замечание Аттикуса Финча работает и для большой группы людей – особенно когда многие представители этой группы покинули наш несовершенный мир по причинам печальным, но естественным, а те, кто должны были бы стать их наследниками, едва ли не стыдятся своего странного наследства.

Ольга Яблонская


irdo 13 февраля 2018 | 13:47

satt:
особенно когда многие представители этой группы покинули наш несовершенный мир по причинам печальным, но естественным, а те, кто должны были бы стать их наследниками, едва ли не стыдятся своего странного наследства.

Ольга Яблонская
============
Наследников Путин прикормил и "опустил".
Они особо и не сопротивлялись.

Rado Laukar OÜ Solutions